Восстановление мотоцикла Иж Планета Спорт (62 фото + описание)
Всем огромный привет! Ну, что, лето было в самом разгаре, вроде бы нужно кататься на мотоцикле и отдыхать. Да, но, ИЖи так просто не отпускают и снова просятся на ремонт. Сегодня у нас в гостях ИЖ-Планета Спорт 1984 года. Ещё ни разу я не делал ИЖ-ПС целиком, придётся пополнять опыт
Как вообще попал ко мне этот мотоцикл. Зимой позвонил человек, вопрос встал о восстановлении мотоцикла. Честно сказать, я не очень люблю ПСы, а именно из-за того, что трудно искать нужные запчасти. Я особо не эксперт в этих моделях, но штудируя определённые сообщества, понял, что там очень много отличий по годам выпуска и что-то с другим иногда не совместимо. Долго я думал, но решил съездить и оценить объём работ.
Приехал — увидел этот… ну что сказать — хлам. Всё как я люблю, живого места почти нет, лютый колхоз. В итоге я согласился, но взяться за него смог только летом.
День икс, владелец наконец-то дождался этого дня и привёз мне всё это добро.
Три ящика запчастей и сборная солянка. Мда, работали профессионалы.
В описании мотоцикла мне очень понравилась фраза:«Продавец сказал, что мотор после капиталки. Японские подшипники и сальники. Говорит, что ещё мотор не заводили». Вот хоть бы раз мне попался такой двигатель, который и вправду был откапитален… Но об этом позже.
Наша планета, на слэнге ПСоводов — совок, так как самая поздняя и уже без «вкусняшек». Прошлый владелец хотел сделать из него «японца» — поставил поворотники Стэнли, карбюратор Микуни (но микуни вооообще не отсюда, даже диффузор не такой), облицовка без шильдиков, пульты Ямаха. Но, к сожалению, этот суповой набор не работал. Ах да, кривые руки внедрили сюда БСЗ, которое не выдало признаков жизни. Я не пойму, зачем городят планетам электронное зажигание, когда хорошие кулачки там работают вечно, а ещё они не учитывают вибрации мотора и ставят всё самое паршивое, которое разлетится на раз-два.
Что ещё сказать, изверги пильнули родной подкрылок, видимо, чтобы воткнуть коммутатор. Такого чёрта там нагородили… Вся проводка на скрутках.
Решил вскрыть двигатель и оценить капитаку. Решил с малого, проверить чистоту внутри. Мда, грязь там была видна. Вот вроде бы, что сложного в том, чтобы отмыть картера перед сборкой. Всё-таки хромает у нас культура сборки. Да это даже не уважение к самому себе, когда свой же мотор собираешь в грязи и потом ещё говоришь о капиталке. Ну ведь как приятно всё это чистенькое собирать, подумаешь, час угробишь на мойку. Вот чувствую, скоро надоест эта грязь и буду за мойку брать отдельно, ещё этот герметик отскребать.
В итоге разобрал 2 двигателя. Отмыл все запчасти, провёл дефектовку и был приятно удивлён. Коробки передач как новые, коленчатые валы без люфтов, один из них практически новый. А! Чуть не забыл, продавец говорил, что компрессия слабая. В самом деле, поршень просто со свистом пролетал в цилиндр. А найти ремонтный поршень не просто, в магазине они закончились, причём давно. Ещё удивило, что на запасном двигателе стояла новая головка цилиндра, даже бирочка осталась.
С двигателем разобрались. Теперь переходим к передней вилке, точнее вилкам, их было 2, так что разбираю обе.
Мда… Сломанные пружины, самопальные удлиннители перьев, моток стратегической красной изоленты. Ну я не знаю, работали совсем не хозяйственные парни. Благо, вторая вилка попалась хорошая и стала отличным донором.
Ещё нашлась центральная подножка и нужный маятник. Вот тут владельцу респект, всегда спрашивал, что нужно и вместе со мной искал запчасти. Но большую часть нашёл он и привозил сам, вот всегда бы так!
Итак, раму и все остальное отвёз на покраску и решил заняться капитальным ремонтом двигателя. Подготовив все детали, закупив все запчасти, собравшись с мыслями — взялся за работу.
Хоп! И двигатель споловинен. Показывать там особо нечего, вывел нужные зазоры на кпп, установил коленчатый вал и споловинил картера. А вот и шестеренчатое сцепление, никаких цепей. Это, конечно, плюс, но как говорят опытные владельцы ПСов, со временем стопорную пластину выгибает и начинется люфт в коробке передач, из-за чего плохо работает вторая передача. Благо, этот мотоцикл планируется как техника выходного дня и огромные километражи не намотает, что ещё не скоро приведёт к выгибу.
Пришли 2 набора прокладок. Хоть и новодел, но по качеству не хуже родных, заводских
ЦПГ готова к сборке.
Двигатель практически собран, за исключением зажигания и левой крышки двигателя. Крышку я одену, когда настрою работу сцепления, ведь здесь нету лючка как на юпитере, или винта в правой крышке, как на планете.
Ура! Пришли запчасти с оцинковки. Снова выгреб все углы в гараже и решил обновить детальки, всё равно все пригодятся.
Начинаем сборку! Итак, собираем рулевую колонку.
Собираем центральную подножку с подножками водителя и сразу готовлю к установке полки бардачков и основание воздушного фильтра.
Примеряем шпильки крепления двигателя.
Сменяем подшипники в заднем маятнике. Да, это 83 год, но даже в 70-е там были подшипники, а не втулки. И это, я вам скажу, очень упрощает ремонт и обслуживание. Пока на обычном ИЖе выбьешь втулки и ещё потом их обоймы, можно с ума сойти, а тут всё просто! Напомнило конструкцию на маятнике ИЖ-Юнкер, и да, в 90-е на некоторые ИЖи тоже стали ставить подшипники, но почему это нельзя было сделать 20 лет назад!?
Перебраны задние амортизаторы.
Слегка полирнул стаканы вилки, задний и передний барабаны и верхнюю траверсу. Всё-таки, всё должно быть красиво!
Переходим к сборке перьев вилки. В стаканах меняем сальники, из 2 вилок выбираем всё лучшее, меняем масло и собираем.
Устанавливаем маятник, амортизаторы и двигатель. Конструкция начинаем обрастать деталями и напоминает мотоцикл.
Переходим к сборке заднего тормозного барабана.
Собираем передний тормозной барабан
Ну что, пора спускать собаку на ноги. Меняем в колёсах подшипники, меняем смазку и делаем своё дело дальше.
Новая приводная цепь. На этот раз взял усиленную (правда, я не знаю, чем она усиленная, но по цене с обычной разницы нет). Эти цепи уже проверил на своих мотоциклах — ходят замечательно.
Первый запуск прошёл отлично! Всё заработало, Пёс ожил. Только я стал ставить мотоцикл на подножку, услышал сильный хлопок. Испугался, что же случилось! Отпал держатель пружины подножки. Правая подножка была не затянута, так как часто снимал правую крышку двигателя. Из-за этого болт подножки чуть вышел и за него зацепилась пружина, а когда начал ставить держатель оторвало. Ёкарный бабай…
Да, вот и ещё один ИЖ восстал из тлена. Конечно, мотоцикл мне понравился, ощущения как от Юнкера, это если в плане сборки. Всё нетипичное, неизведанное, и как мне кажется на то время это было круто! Если соберусь и найду ПС с документами, то и себе соберу. Ближе к лету прокачусь на нём, так как владелец живёт недалеко, то по теплу уже проведем ходовые испытания и донастроим карбюратор, если придётся, так же может выявятся какие недочёты. Так же меня удивило, что он очень лёгкий. Когда видел его на фото, представлял его больше, примерно как и Юнкер.
Сразу про вопрос о комплектации! Владелец изначально не ставил цель собрать под определённый год, пожелал, чтобы он был на ходу и выглядел более менее. Когда хотят собирать под какой-то год, там всё может затянуться на неопределённый срок, если какой-то ранний ПС. Пусть будет солянка, но выглядит он хорошо, главное, что владельцу он очень понравился.
Настало время расстаться с ним. До приезда я ещё раз натёр мотоцикл, укрыл для интриги. Константин приехал с женой, всё таки такое событие! Как он говорил, сбылась мечта! Конечно, эти эмоции не передать словами, но он был очень удивлён такому состоянию и просто рад, что появился такой мотоцикл. Их первое знакомство началось с небольшой отдачи в ногу, но потом приноровился. Всё-таки как же приятно смотреть, когда твои труды радуют человека, значит всё это делается не зря. Да и просто все эти живые эмоции радости бывают дороже всяких денег.
Бонусом мне подарили коробку болтов, так как знают мой бзик по поиску оригинальных болтов и прочей мелочи)) Может что и выберется.
Подведём итоги. Какой он был.
А какой он стал!
Ещё один мотоцикл в копилочку))) Так и гараж опустел… Через пару дней займёмся следующим пациентом. Каким? А вот это уже другая история)
Всем спасибо за внимание, до скорых встреч!
Автор: Алексей.